История родного края
ИСТОРИЯ МЕСТЕЧКА ШАМОВО
Авторы: Пахомова Полина Николаевна, 7 класс; Цурганова Кристина Сергеевна
10 класс; Руководитель работы: Якушева Лилия Николаевна, учитель белорусского языка и литературы ГУО "Подсолтовский УПК ДС-СШ"
ВВЕДЕНИЕ
На востоке Беларуси, на северо-запад от древнего Мстиславля, на границе со смоленской землей, располагается деревня Шамово. Много страданий в XX веке выпало на долю деревни. Это раскулачивание, тяжкий труд, уничтожение местного населения в годы Великой Отечественной войны и бесперспективность в настоящее время. Здесь прошло наше детство, здесь мы познакомились с окружающим нас миром, получили самые разнообразные сведения о своей малой Родине от родителей, учителей, знакомых, из интернета. Чем больше взрослеешь, тем больше начинаешь осознавать значение Родины в своей жизни, тем больше возникает интерес к далекой и близкой ее истории. Ведь без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Проходят годы. Многое забывается. Все меньше остается живых свидетелей того времени, а значит все меньше возможностей установления исторической правды. А память этих людей содержит многие факты, которые не нашли отражения в исторических документах, а также факты, которые опровергают мнения западных фальсификаторов истории. «Фальсификация истории является реальной угрозой стабильности общества, несет риски национального, социального, конфессионального раскола. Невозможно наблюдать за попытками некоторых стран переписать историю, ставя под сомнение решающий вклад Советского Союза в Победу над фашистской Германией и ее союзниками», - заявил Александр Лукашенко на пленарном заседании форума регионов Беларуси и России.
Новизна работы заключается в том, что данные, приведенные нами в этой работе, упоминаются впервые. В работе мы попытались доказать, что переход местечка Шамово в разряд обычной деревни произошёл в итоге уничтожения местечка Шамово и большей части его жителей фашистами в ходе Великой Отечественной войны. Некоторые материалы истории местечка Шамово в 30-е годы XX века очень сжато и в общем виде содержатся в книге «Память. Мстиславский район». В этой же книге, а также в книге В. Цыпина «Евреи в Мстиславле» содержатся факты из истории Шамово в годы Великой Отечественной войны, которые рассматриваются в контексте истории района и города.
Актуальность работы: работа подтверждает, что победа над врагом в Великой Отечественной войне была достигнута ценой больших жертв и невосполнимых утрат белорусского народа. Немецкие захватчики оставили после себя жуткий кровавый след, беды и невиданное разорение. На захваченной территории нацисты отбросили все международные правовые нормы. Преступления оккупантов по своей массовости и страшной жестокости не знали себе равных в новейшей истории Беларуси. Также исследованы причины перехода местечка Шамово в разряд обычной деревни.
Проблема исследования: причины превращения местечка Шамово с развитой инфраструктурой в разряд обычной деревни.
Цель работы: установить причины перехода Шамово из статуса местечка в разряд обычной деревни.
Задачи работы:
- показать, что Шамово накануне Великой Отечественной войны сохраняло статус местечка, и было развитым административным, хозяйственным и культурным центром;
- показать, что Великая Отечественная война стала тем рубежом, за которым восстановление прежней жизни местечка было невозможным;
- показать на примерах, что преступления оккупантов по своей массовости и страшной жестокости не знали себе равных.
Объект исследования: местечко Шамово до и после Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: административная, экономическая и культурная жизнь местечка Шамово до Великой Отечественной войны; история местечка Шамово в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза исследования: предполагается, что Великая Отечественная война явилась той разрушительной силой, которая стала причиной превращения Шамово из статуса местечка в разряд обычной деревни.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез, абстрагирование);
- практические (наблюдение, сравнение, интервью, фотографирование);
- качественные (сравнительный анализ).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала на уроках истории, русской и белорусской литературы, организации мероприятий, посвященных празднованию Победы во время Великой Отечественной войны над фашизмом, как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма, любви к Родине, уважения к своему народу, обществу, верности своей стране, гордости за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственности за свои дела и поступки.
- Местечко Шамово накануне войны Мы зарастаем памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ногам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
Но в памяти нашей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
Давид Самойлов
Из всех сельских населенных пунктов Мстиславского района в 30-е годы XX века лишь Шамово называлось местечком. Местечками назывались сельские населенные пункты с постоянным торгово-ремесленным населением. Название пошло от польского слова «място», что означало «город». От городов местечки отличались статусом, размерами, количеством жителей, социальным составом, аграрными чертами. Значительная часть жителей занималась обработкой земли, животноводством. От деревень местечки отличались тем, что для многих жителей основными занятиями и средствами существования были торговля и ремесло, служба и работа в государственных организациях и учреждениях.
Впервые Шамово как местечко упоминается в статистическом описании Могилевской губернии в 1784 году.
Типичная черта и знаменитость местечка – площадь. (1) (Приложение А) Она была центром торговой и деловой жизни. Базары в тридцатые годы проходили каждое воскресенье, а летом и зимой, проводились крупные трехдневные ярмарки. Для продажи и покупки товаров в местечко приезжали люди из Мстиславля, Горок, Монастырщины и окружающих их деревень. Так как центральная площадь была небольшой, различные товары продавались прямо с повозок, которые стояли впритык одна к одной, по всей территории местечка. Здесь можно было купить любой товар: продукцию земледельцев и животноводов, изделия кузнецов, гончаров и других ремесленников, а так же продукцию фабрик и заводов. Зимой приезжие в эти дни жили у родственников, знакомых или просто просились на ночлег. Летом те, у кого не было родственников или знакомых, ночевали просто на повозках. Базары были настоящими праздниками для людей. На площади устраивали свои представления заезжие скоморохи.
На площади в дни базаров одним из евреев устанавливалась карусель (2). Она представляла собой столб высотой 4-5 метров. В верхней части столба находилась площадка, к которой в разные стороны крепились веревки. В нижней части на веревку укреплялась дощечка. На площадке сверху человек ходил по кругу и приводил в движение карусель. На ней за небольшую плату мог развлечься любой желающий.
Рядом с площадью находилось большое здание, в котором размещался сельский Совет. (З) Председатель сельского Совета Козлов вместе с участковым милиционером в дни базаров наблюдали за порядком на площади. У площади стояло здание почты (4), начальником которой был Шинкарев Прокоп. На противоположной стороне площади находилась каменная Воскресенская церковь, с каменной оградой, (5) построенная в 1891 году. На огороженной территории стояла каплица, рядом красивый сад. В 1930-е годы она была закрыта. Кресты были спилены. Здание превратили в колхозную пекарню. В ней накануне Великой Отечественной войны работали Кудиков, Евсеенко, Чепикова Елена Кирилловна.
Рядом находился маслозавод. (6). Здесь перегоняли колхозное и сдаваемое населением молоко и производили масло. Жители местечка брали обрат и кормили им свиней. На противоположной стороне площади находилась парикмахерская. (7) Действовала в местечке и сапожная мастерская, (8) где производили хомуты.
Еврейские дома располагались очень близко один к одному, поэтому пожары были очень страшным бедствием для местечка Шамово. Для борьбы с огнем евреями была организована пожарная команда. Она размещалась в большом здании, (9) состоящем из двух частей. Одна часть предназначалась для людей, а во второй стояло 4-5 лошадей. Лошади всегда стояли в хомутах, чтобы в любую минуту выехать на пожар. Рядом, во дворе, стояли одноосные повозки, на которых находился ручной насос с рукавами и бочки для подвоза воды. Во всех пожарных была единая белая форма и желтый шлем, который блестел, как золотой.
В день празднования Дня пожарного начальник пожарной команды Лейба Воронов на лошади, сидя на бочке, объезжал по улицам все местечко, а остальная команда шла за ним строем. После этого они в большом помещении пожарной части, под звуки духового оркестра, который приезжал из Мстиславля, устраивали танцы. Евреи, красиво одетые, танцевали свои танцы, за которыми с интересом наблюдала деревенская детвора. Действовали в местечке своя пекарня (10) и аптека (11).
На реке с балтским названием Рухва действовала мельница. (12) Кроме прямого назначения в мельнице валяли сукно. С овечьей шерсти пряли нитки. Из ниток ткали полотно. Такое полотно называлось сукном. Оно было редкое и неприглядное на вид. Сукно пропускали через специальный станок, состоящий из валиков, заполненных паром. Полученное полотно, которое после этого приобретало добротный вид, отдавали в красильню, (13) где оно окрашивалось по желанию заказчика. В 1937 году здесь был установлен генератор по выработке электроэнергии мощностью 25 кВт. Электричество поступало в школу, жилые дома, использовалось для освещения центральных улиц. Несколько выше по течению реки находилась кагальная баня. (14) Само название кагальная свидетельствует о принадлежности бани евреям. В пятницу в бане мылись евреи, а в субботу все остальные жители местечка.
Направляясь по центральной улице в сторону деревни Нестерово, недалеко от площади, с правой стороны, мы увидели бы здание синагоги (15) - еврейского молитвенного дома. В нем евреи осуществляли свои религиозные обряды.
По своему внешнему виду она мало чем отличалась от обычных еврейских жилых домов. Внутри была печь для отопления, стояли длинные столы и книжные шкафы. Несмотря на то, что в те годы велась борьба с религией, евреям долгое время, хотя и с большими трудностями, удавалось отстаивать молитвенный дом. Даже когда была закрыта православная церковь, еврейская продолжала действовать. Чтобы как-то навредить верующим, председатель сельского Совета прямо подталкивал шамовских мальчишек бросать камни в окна. В молитвенном доме хранились религиозные книги. Написаны они были на тонкой прочной коже на иврите. Там же находились черные носилки с ножками. Когда кто-то из евреев умирал, четыре еврея брали носилки и несли их в дом умершего. Покойника тоже на носилках несли на кладбище. В середине 1930-х годов молитвенный дом был закрыт, а вскоре и разрушен.
Дальше по улице, с левой стороны, стояла кузня. (16) Она представляла собой большое здание, в котором работало 15-18 евреев. Там делали бороны, плуги, топоры и прочий инвентарь. Металл для производства привозили из Смоленска, Орши, Могилева. Для заточки инвентаря использовался станок с большим кругом. Один человек приводил и движение круг, а второй точил инвентарь. Евреи были настоящими специалистами своего дела, и их изделия имели добротный внешний вид и высокую прочность.
Позади кузни евреями было налажено производство кирпича-сырца. (17) До сегодняшнего дня сохранились ямы, где брали глину для изготовления кирпича. В этом месте глина была очень хорошего качества. Для производства кирпича расчищалась площадка размером 10 на 5 метров, которая сверху засыпалась песком. Специальный ящик, рассчитанный на две кирпичины, заполнялся размешенной глиной. Для выравнивания верхней части кирпича использовали специальное приспособление, напоминающее дугу, концы которой были соединены тонкой прочной веревкой. Натянутую веревку протягивали по верху ящика, для удаления лишней глины и выравнивания верхней части кирпича. На каждый кирпич мастер ставил свой отличительный знак-клеймо. Потом ящик несли на приготовленную площадку, переворачивали и на песке оставались два кирпича. Так ровными рядами заполнялась вся площадка. По мере высыхания кирпичей на солнце они слаживались под навес. Такой кирпич в основном использовался для постройки печей. За этим кирпичом приезжали покупатели даже из других деревень.
Рядом с кузней, стояло здание больницы, которое получило название Красный (тифозный) барак. (18) А дальше - большое здание самой больницы. (19) Главным врачом работал Аболин. Ему помогали акушерка Пеньковская Екатерина Антоновна, фельдшер Чепиков Владимир Кириллович. Голубева Анна Ивановна была поваром, а завхозом работал Крючков Максим.
За больницей стояла вышепрудка - деревянное здание, где лечили лошадей. Там их парили от коросты. Во время этой процедуры из постройки торчала только одна голова лошади. Работал там еврей Баглай.
В местечке существовали две начальные школы и одна средняя школа. В 1936 году в конце улицы закончено строительство типовой одноэтажной школы (20) в форме буквы «П» с большим физкультурным залом, библиотекой, просторными и светлыми классами. Вокруг школы были красиво оформлены цветочные клумбы и заложен плодовый сад. В дневной школе насчитывалось 30 учителей и 600 учащихся. Директором школы был Столяров Михаил Захарович. Учительницей работала Вера Матвеевна Бажетко (Бобровская).
Из воспоминаний Голубева Ивана Андреевича, 1927 года рождения: «Когда я учился в I классе, школа располагалась в здании сельского Совета. Учительницей была Привалова Варвара Тимофеевна. Она прихрамывала на одну ногу, носила мужские брюки-галифе и хромовые сапоги. Была у нее позолоченная тросточка. Позже в этой части здания находился сельский клуб. В клуб на лыжах приезжали студенты Горецкой академии и выступали с концертами».
С восточной стороны местечка находилось еврейское кладбище. (21) На каждой могиле стояли надмогильные памятники. На них были надписи на иврите.
С южной стороны, на краю местечка, находилось православное кладбище (22).
В местечке действовали два колхоза: еврейский колхоз имени Ворошилова и колхоз «Ударник». Центральные улицы были оснащены деревянными тротуарами. Вечером улицы были электрифицированы. По выходным дням в местечко сходилась молодёжь из близлежащих деревень. Здесь организовывались культурные молодежные гуляния, а в летние и зимние месяцы веселые свадьбы.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что местечко Шамово накануне Великой Отечественной войны оставалось административным центром. Свидетельством высокого экономического развития местечка являлось существование в населенном пункте двух колхозов, производственных артелей, крупных ярмарок, других объектов социально-бытового назначения. Наличие в местечке Шамово в конце 30-х годов десятилетней и двух начальных школ, сельского клуба говорит о том, что другого такого развитого местечка в районе не было. А своя электростанция, электричество в жилых домах, освещенные улицы, тротуары, в таком отдаленном от городов населенном пункте, вообще кажется сказкой. Почти все вышеперечисленные объекты местечка Шамово были связаны с жизнью и деятельностью евреев, существовали благодаря их инициативе.
2. Великая Отечественная война в истории Шамово
Куда ни взгляну, ни пойду я — жестокая память жива.
И памятью той, вероятно, душа моя будет полна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.
А. Твардовский
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно начала войну против Советского Союза. С момента вторжения немецких войск на территорию Советского Союза Беларусь стала ареной жестоких сражений, оказавшись на главном московском направлении продвижения армий Гитлера. Почти все мужчины призывного возраста, в том числе и евреи, были призваны в Красную Армию. В первых рядах защитников шли и учителя Шамовской школы: Столяров М. 3., Цыбульский П.М., Долгов Н.И., Миклашевич, Новиков, Волков С.П., Морозов Ф.К., Евневич В.Н., Костюшков, Магазинщиков, Гарбузов П.П., Толкачев И.Н. Вместе с учителями защищать родную землю ушли и их ученики: Лапенков С., Шендарев Г., Осипенко С., Зыльков М.П., Зыльков Н., Иоффе М., Жак Ава, Шинкевич К., Шульман, Прудников В., Голубев В., Акуленко В., Бухтеев В., Сливанков, Костюченко, Ломанович М., Ломанович В., Лигорев А., Бобровский Н., Марченко Н., Жаков В., Шумянцов, Сиваков Г., и многие другие. Несмотря на упорное сопротивление наших войск, враг быстро приближался к деревне. Стремительность наступления немецких войск привела к тому, что большинство населения нашей деревни не успело эвакуироваться.
Деревня Шамово находилась на стратегически важном большаку Горки-Мстиславль, где наступали войска фельдмаршала Гудериана, и уже 13 июля 1941 года в деревню бесконечной чередой и с невыносимым грохотом вошли немецкие танки. Огнем танковых орудий было подожжено несколько домов в центральной части деревни. Так как эта часть деревни была еврейской, то постройки стояли почти вплотную друг к другу, пламя перебрасывалось с одного здания на другое. Центральная часть деревни сгорела дотла.
«Наша семья, - воспоминает Осипенко Вера Сергеевна, - жила перед войной в доме, купленном у евреев. Я со своим братом Владимиром в то время, когда танк ехал по улице и стрелял по домам, была на улице, возле самого дома. И что было очень удивительно, нам было совсем не страшно. Танк подъехал и выстрелил прямо в крышу, которая была покрыта щепой. Дом быстро загорелся, и пламя перекинулось на пристроенный рядом сарай, а через некоторое время горели все рядом располагавшиеся дома. Мать была на работе, на ферме. Мы лишились всего, что имели, за исключением коровы, которая находилась в то время в поле. Нас схватила соседка Шендарева Ефросинья Павловна, и мы вместе с другими односельчанами ушли прятаться во рвы под деревню Буда»
После того, как немцы сожгли центр Шамово, они остановились на ночлег в зданиях больницы, средней школы и в домах соседней деревни Нестерово. Здесь, и во всех окрестных деревнях, они вели себя как хозяева: ловили во дворах кур, убивали свиней, забирали все, что им приглянулось.
Так началась оккупация немецко-фашистскими войсками нашей местности. Часть населения, в основном евреи, лишилась жилья, одежды, мебели и всего самого необходимого для жизни.
Во время оккупации в крупных населённых пунктах Мстиславского района, в том числе и Шамово, разместились волостные управы, а при них полицейские гарнизоны и участки. В местечке был установлен жестокий оккупационный режим. «В сельском Совете была открыта волостная управа, а в средней школе - полицейский участок. Сюда полицаи приводили захваченных отступающих воинов Красной Армии и расстреливали недалеко во рву» - вспоминала Елена Кирилловна Леоненко. Одним из первых шагов фашистов на оккупированной территории стало введение чрезвычайного положения и ограничение гражданских свобод местного населения. Всё население деревни подлежало обязательному учету. Запрещалась деятельность всех организаций, проведение митингов и собраний. Вводился пропускной режим, действовал комендантский час. Собак нельзя было держать в деревне, их всех уничтожили. Население обложили подушным и денежным налогом. Все еврейское население было обязано носить на своей одежде пришитые желтые полоски. Также одной из обязанностей населения деревень, которые находились на большаку Мстиславль - Горки, было очищать дорогу от снега. Каждой семье был выделен определённый участок. Очистка должна была производиться и днём и ночью. Невыполнение этой обязанности могло стоить жизни целой семье.
«Морозным утром 2 февраля 1942 года среди людей, работающих на очистке дороги, распространились слухи о том, что в Шамово едет карательный отряд. Эти слухи быстро разнеслись по деревне Нестерово. В это время там находился шамовский сапожник-еврей Моисей. После того, как в июле 1941 года сгорел его дом и мастерская, он вынужден был ходить по деревням для того, чтобы заработать себе на жизнь и прокормить семью. Когда он услышал о карательном отряде, то бросил роботу и засобирался домой. Его отговаривали, предлагали ему спрятаться, убежать в лес. Но он сказал, что должен быть вместе со своей семьёй», - так вспоминал этот день Федор Ефимович Радьков, житель деревни Нестерово.
Моисей понимал, чем может закончиться приезд карательного отряда в еврейскую деревню. Все знали о расстреле евреев в Мстиславле 15 октября 1941 года. Возможно, он хоть как-то надеялся облегчить участь своей жены и детей. И он ушёл, чтобы быть вместе со своими близкими. Но немцы продвигались быстро. Моисею не суждено было увидеть свою жену и детей. Немцы расстреляли его по дороге домой.
Уже к обеду вся команда карателей во главе с немецким офицером Краузе, руководившим в октябре 1941 г. расстрелом евреев в Мстиславле, прибыла в Шамово. По его приказу бургомистр местечка Позняков объявил евреям собраться с вещами для переселения якобы в местечко Рясно. Все евреи собрались во дворе волостной управы. «После того, как наш дом сожгли, мы поселились на почте. Почта была напротив дома волостной управы. Вот вижу, как с разных сторон гонят евреев к волостной управе. Как узнали позже, немцы евреям сказали, чтобы те брали всё самое ценное, поскольку их будут переселять. Когда их завели во двор волостной управы и закрыли ворота, то еврейские женщины подняли плач и крик. Эти крики были слышны даже в соседних деревнях. Но никто ничем уже не мог помочь» - вспоминает Осипенко Вера Сергеевна, жительница деревни Шамово. (Сейчас Вере Сергеевне 91 год)
Стреляли ночью. Немцы и полицаи стали выводить людей группами по 30-40 человек на еврейское кладбище, находившееся на краю местечка. (Приложение Б) Там и расстреливали людей в глубокой канаве. Стреляли всю ночь. Долго еще после этого слышались глухие стоны, но каменные сердца извергов не дрогнули. Казалось, что стонет земля, принявшая муки, кровь и смерть женщин, стариков, детей, а маленькая белорусская речка Рухва, невольная свидетельница этой страшной трагедии, выйдет из берегов от пролитой крови.
Воспоминания выжившей участницы этих событий Симкиной Фаины Марковны: «Мы с сестрой поцеловались, простились - мы знали, что идем на смерть. У меня был сын, Валерий, ему было 9 месяцев. Я его хотела оставить дома, авось кто-нибудь возьмет и вырастит, но сестра сказала: «Не нужно. Все равно он погибнет. Пусть хоть с тобой умрет». Я его завернула в одеяло. Ему было тепло. Сестру повезли первой. Мы слышали крики, выстрелы. Затем все стихло. Во второй партии повели нас. Привели на кладбище. Детей подымали за волосы или за воротник, как котят, и стреляли в голову. Крики разносились по всему кладбищу. У меня вырвали из рук моего мальчика. Он выкатился на снег. Ему было холодно и больно, он кричал. Затем я упала от удара. Начали стрелять. Я слышала стоны, проклятия, выстрелы, и я поняла, что они били каждого упавшего, проверяли, кто еще жив. Меня два раза очень крепко ударили, я молчала. Начали снимать вещи с убитых. На мне была плохонькая юбка, они и ее сорвали. Шредер подозвал полицая, что-то сказал. Все ушли. Я потянулась к сыну Валерику. Он был совсем холодный. Я поцеловала его, попрощалась. Некоторые люди еще стонали, хрипели, но что я могла сделать? Я пошла. Я думала, что меня убьют. Зачем мне жить? Я одна. Правда, у меня муж на фронте. Но кто знает, жив ли он...» [1, с.200].
Из воспоминаний Дивейкус Устиньи Яковлевны:
«Симкина Фаина Марковна, молодая учительница с девятимесячным сыном приехала в отпуск к родителям, да так и не успела уехать. Война. Внезапная оккупация. Пришлось остаться в Шамово. Во время расстрела молодая женщина потеряла сознание, а изверги думали, что она убита. Пришла в себя в глубокую ночь, сын уже замёрз у самой руки. Превозмогая боль, поднялась и пошла с кладбища к подруге Летенковой Жене. Стучаться в дом побоялась и забралась в сарай, где стояла корова. Там и пробыла до утра, пока не пришёл хозяин, который и завел в дом, на печку. Летенковы укрывали ее несколько дней. Затем она ушла в лес, в партизанский отряд, где ей ампутировали пальцы рук и ног. После оккупации вернулась на родину, работала учительницей Шамовской школы. Все здесь постоянно напоминало о той ужасной ночи 2 февраля 1942 года. Фаина Марковна уехала в Феодосию».
Из воспоминаний Голешова Степана:
«Молодая красивая девушка Левина Броня (Брайна) шла на расстрел рядом с родной матерью. Во время расстрела фашистская пуля попала ей в ногу. Девушка пришла в себя только под утро. Она с трудом поднялась, нашла тяжелораненую мать. Мать просила дочь бежать. Девушка ушла, зашла к хорошо знакомому Шевцову Егору и там прожила тайно две недели. Она понимала, что фашисты расстреляют семью Шевцовых, если случайно узнают о ее проживании в их доме. Вскоре Броня поправилась и ушла в направлении станции Ходосы к подруге, с которой вместе училась. Там Левина жила до освобождения. После войны приезжала в Шамово. Потом стало известно, что она уехала жить в Ленинград».
«Жила в Шамово также семья Шелковских, в которой муж был русский, а жена еврейка. У них было двое детей. Когда пришли немцы, они забрали жену с детьми на расстрел. Муж не смог бросить семью и пошёл вместе с ними. Его также расстреляли. Один из молодых парней, который на следующий день решил посмотреть на убитых, чуть не умер от ужаса» - вспоминает Осипенко В.С.
«Утром 3 февраля моему отцу и другим деревенским мужчинам полицаи приказали идти закапывать трупы в Шамово,- вспоминает Радьков Ф.Е. - Я пошёл вместе с отцом. Но полицаи нам не разрешили долго остаться на месте расстрела. В моей памяти осталась гора трупов и кровавые лица ни в чем неповинных людей».
Из воспоминаний Жемжуровой Нины Максимовны, жительницы деревни Нестерово:
«Среди убитых были моя одноклассница и подруга Роза Шевелева, а также её сестра Бэба. В ночь расстрела в наш дом пришли три еврея: Саламон и Руманд с братом. Сначала мы их укрывали в доме. В то время было очень опасно укрывать евреев, так как это грозило расстрелом не только евреям, но и всей семье. Отец предложил парням перебраться в находившийся за деревней колхозный погреб, и Руманд со своим братом ушли. Мы с сестрой носили им еду. А Саламон остался у нас, поскольку он дружил с моей сестрой. Он прятался на печке. Через некоторое время Руманд с братом решили уйти за линию фронта. Они пришли к моему отцу и попросили у него одежду. Отец стал отговаривать их, ссылаясь на то, что они ещё малые и могут не дойти. Парни были серьёзно настроены на уход, и отец дал им одежду. После этого о них ничего не было слышно. Узнав о том, что мы скрываем еврея, полицай Крючков Михаил доложил старосту, и к нам пришли с обыском. Саламон к этому времени спрятался в другом доме через речку. Через некоторое время его выследили и расстреляли в деревне Шамово.
На второй день после расстрела фашисты бегали по домам, проверяли, кто еще остался в живых. Нашли двух старых женщин и одного тяжелобольного. Вывели из дома и расстреляли.
Утром пьяные полицаи обходили дома евреев, выгребали последний хлеб, забирали одежду, пороли шомполами огороды в поисках спрятанного добра, а потом делили между собой добычу: вещи и одежду убитых.
«Два дня спустя в полицейское управление пришли четыре старых еврея. Они пробовали уйти от смерти, но не нашли пристанища. Шмуйло, 70 лет от роду, сказал: «Можете нас убить». Стариков отвели в сарай, их били железной палкой, а когда они лишались сознания, оттирали снегом. Потом к правой ноге каждого привязали веревку, перебросили через балку. По команде полицаи поднимали стариков на два метра над землей и сбрасывали вниз. Наконец стариков застрелили» [1, с. 200].
Дальнейшая нормальная жизнь в местечке была невозможна. Люди ложились спать со страхом, что завтра могут уже не проснуться.
В ходе Смоленско-Рославльской наступательной операции, которая проводилась с 15 сентября по 2 октября, 49-ая армия Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта И. Гришина в ходе боев на Могилевском направлении в конце сентября 1943 года, подошла к границе района. В ночь на 26 сентября 1943 г. при отступлении фашисты сожгли оставшуюся часть местечка, в том числе и среднюю школу. В деревне осталось лишь 20 жилых домов. Местечко Шамово было освобождено 29 сентября частями 70-й Верхнеднепровской стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И. Кирилова. В сводке дивизии за 20-30 сентября сказано: «За время боевых действий части 70-й стрелковой дивизии, преследуя отходящего противника, продвинулись с боями вперед на 130 километров и овладели 121 населенным пунктом, в том числе... Нестерово, Шамово, Никольск» [1 , с. 220].
Таким образом, Великая Отечественная война, только за одну ночь 2 февраля 1942 года, забрала жизни 437 жителей Шамово. После окончания войны удалось установить имена и фамилии лишь 216 жертв той страшной ночи. Данная работа позволяет добавить к этому списку еще двух человек: Шевелеву Розу и ее сестру Шевелеву Бебу. Анализ списка показывает, что среди жертв нет молодых мужчин призывного возраста, значит, они были призваны на фронт. В списке наших земляков, погибших на фронте в годы войны, значатся 52 человека (Приложение В). В списке, за исключением двух человек, нет евреев. Поскольку ни один еврей в послевоенное время на родину не возвращался, можно сделать вывод, что все они погибли. Зная, что в местечке в 1940 году проживало 920 человек, и, сравнивая их с потерями в годы войны, приходишь к выводу, что местечко лишилось более половины своих жителей. Деревня была почти полностью сожжена. Уничтожены все административные, хозяйственные и культурные здания, за исключением здания Воскресенской церкви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может только лишь Память, которая побеждает время. Наша память - это не просто способность помнить, но и свойство души и сердца хранить память о былом, беречь ту тонкую ниточку, что идет от человека к человеку, от поколения к поколению.
Сейчас очень модно говорить о конфликте поколений, о том, что молодежь не знает истории своего народа, забыла о подвигах дедов и прадедов, равнодушна к трагедии Великой Отечественной войны. Мы считаем, что родителей не выбирают, как не выбирают и родную деревню и независимо от происхождения и судьбы их полагается чтить. Кого в большей, кого в меньшей степени, но эти проблемы волнуют всех. Доказательством этому является эта работа. Собранные материалы свидетельствуют о том, что Шамово накануне Великой Отечественной войны было высокоразвитым административным, хозяйственным и культурным центром. Высокий уровень развития местечка в 30-е годы XX века был в большей степени результатом деятельности еврейской части населения, которое было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. Поэтому можно сделать вывод, что наши предположения о том, что Великая Отечественная война являлась той разрушительной силой, которая превратила наше местечко Шамово в разряд деревни, являются доказательными.
Как память о тех временах, сегодня сохранилось лишь два пустующих, еврейских дома, которые составляют, так сказать, исторический капитал деревни. В центре Шамово находится памятник нашим землякам, погибшим на фронте в годы Великой Отечественной войны. На южной окраине - памятник захваченным в плен и расстрелянным воинам Красной Армии. На восточной окраине памятник расстрелянным евреям. В результате трагических событий времен Великой Отечественной войны наша деревня получила широкую известность, как на территории Беларуси, так и во всем мире. В мемориальном комплексе «Хатынь», среди 9200 деревень и местечек, разрушенных и сожженных гитлеровцами в Беларуси, есть и местечко Шамово.
В Иерусалиме, в мемориальном музее Яд-Вашем, в так называемой Долине Общин, среди высеченных на огромных камнях названий городов и деревень, в которых осуществлялось уничтожение евреев, можно прочесть и название деревни Шамово.
Работа «История местечка Шамово» еще раз подтверждает, что переписать историю невозможно до тех пор, пока жива память о событиях Великой Отечественной войны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гасянкоў, У. Л. Памяць. Мсціслаўскі раён /У.Л. Гасянкоў. - Мінск; Полымя, 1999. – 608 с.
2. Цыпин, В. Евреи в Мстиславле/ В.Цыпин. – Иерусалим. 2006. -651 с.
КАРТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗНАЧИМЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В МЕСТЕЧКЕ ШАМОВО
МЕСТО СБОРА ЕВРЕЕВ 2 ФЕВРАЛЯ
1942 ГОДА ПЕРЕД РАССТРЕЛОМ ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ
ВОИНЫ-ЗЕМЛЯКИ, КОТОРЫЕ ПОГИБЛИ ИЛИ ПРОПАЛИ БЕЗ ВЕСТИ.
ДЕРЕВНЯ ШАМОВО
Акуленко Александр Александрович, р. В 1921, ряд.
Акуленко Василь Корнеевич, ряд.
Акуленко Дмитрий Степанович, р. В 1920, погиб 18.10 1944 в Латвии.
Акуленко Емельян Степанович, р. в 1908, ряд., похоронен в д. Баева Дубровенского района Витебской области.
Акуленко Павел Кириллович, р. в 1920, погиб без вести в 1941
Акуленко Григорий Емельянович, р. в 1916, погиб без вести в 1944.
Акуленко Сергей Николаевич, р. в 1921, ряд.
Осипенко Аркадий Федорович, р. в 1924, ряд., умер от ран 10.04.1944, похоронен в д. Каменка Горецкого района Могилевской области.
Осипенко Василий Антонович, р. в 1920, ряд.
Осипенко Иван Федорович, р. в 1916, ряд.
Бобков Станислав Степанович, р. в 1922, ряд.
Бобровский Николай Дмитриевич, р. в 1922, ряд.
Борисенко Иван Ефремович, р. в 1914, ряд., пропал без вести в 1944.
Белов Александр Александрович, р. в 1914, старш., р. в 1922.
Голешов Дмитрий Тимофеевич, р. в 1914, ряд., погиб 03.12.1943
Голубович Борис Ефремович, р. в 1923, ряд.
Голубев Виктор Васильевич, р. в 1922, погиб 28.04.1942.
Голубев Гаврила Степанович, р. в 1904, ряд., погиб 12.08.1944 в Польше.
Голубев Сергей Васильевич, р. в 1912, умер от ран 12.02.1945 в Польше.
Дроздов Владимир Митрофанович р. в 1925, погиб 19.07.1944.
Дрыга Михаил Яковлевич, р. в 1920, сержант, пропал без вести в 1944.
Дрыга Никан Яковлевич р. в 1916, ряд., погиб 04.12.1943, похоронен в д. Соколова Горецкого района Могилевской области.
Дрыган Никифор Парфенович, р. в 1915, ефр.
Еникпеев Рызван Рамазонович, р. в 1909, ряд.
Кавальков Парфен Васильевич пропал без вести в 1944.
Лацэнко Стефан Яковлевич пропал без вести в 1943.
Ледавицкий Павел Васильевич, ряд., погиб 18.10. 1943. похоронен в д. Гущина Горецкого района Могилевской области.
Малышев Сергей Сергеевич, р. в 1916, ряд., погиб в 1944.
Николаев Петр Тимофеевич, мл. сержант, погиб 08.07.1944.
Новиков Василь Федорович, р. в 1918, умер от ран 17.10.1944.
Новиков Сергей Михайлович, р. в 1894, ряд, пропал без вести в 1944.
Плескаченко Емельян Степанович, р. в 1894, ряд.
Прудников Николай Максимович, р. в 1920, ряд.
Прудников Владимир Максимович, р. в 1903, ряд.
Прудников Владимир Сергеевич, р. в 1921, ряд, серж.
Прудников Владимир Максимович, р. в 1894, ряд.
Прудников Федр Михайлович, пропал без вести в 1944.
Синяков Григорий Иванович, р. в 1910, ряд., пропал без вести в 1944.
Старосоцкий Константин Алексеевич, пропал без вести в 1944.
Тупиков Николай Ануфриевич, р. в 1922, умер от ран 27.01.1942.
Уткин Сергей Яковлевич, р. в 1925, мл. лейт., погиб 16.07.1944 в Литве.
Ходосовский Сергей Никитич, р. в 1908, ряд., пропал без вести.
Титов Игнат Иванович, ряд., умер от болезни 30.01.1944.
Чепиков Кирилл р. в 1990, ряд.
Шевцов Георгий Михайлович, р. в 1912, ряд., пропал без вести.
Шевцов Максим Захарович, ряд.
Шевцов Мефодий Савельевич, р. в 1904, пропал без вести в июле 1944.
Шульман Марк Маркович, р. в 1922, погиб 14.01.1943.
Шутаев Иван Алексеевич, ряд.
Шендарев Никадим Андреевич, р. в 1922, ряд., погиб 30.06. 1944, похоронен в д. Чирчина Шкловского района Могилевской области.
Шендарев Григорий Никадимович, р. в 1907, ряд.
Шендарев Андрей Герасимович, р. в 1912, мл. сержант.
раскрыть » / « свернуть